Служба по контролю и надзору в сфере образования
Иркутской области в связи с участившимися обращениями родителей (законных
представителей) обучающихся, воспитанников по вопросам правомерности взимания
денежных взносов образовательными учреждениями обращает внимание на
необходимость соблюдения законодательства Российской Федерации при привлечении
внебюджетных средств и средств благотворительной помощи.
Данные обращения свидетельствуют о ряде характерных
нарушений при привлечении внебюджетных средств, которые являются незаконными и
предполагают ответственность руководителя образовательного учреждения:
– нарушение образовательным учреждением принципа
добровольности при привлечении средств родителей обучающихся: принудительный
сбор денег на ремонт, охрану, на приобретение учебников и др. (письмо
Министерства образования РФ от 27 июня 1995 г. № 48-М «О фактах неправомерного
взимания денежных средств с родителей обучающихся»);
– принуждение обучающихся, воспитанников и их родителей
со стороны администрации образовательного учреждения и учителей к получению
платных образовательных и иных услуг (постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г.№505 «Об утверждении
правил оказания платных образовательных услуг»);
– требование внесения так называемого «вступительного
взноса» при приеме ребенка в образовательное учреждение (п.3 ст.5 Закона РФ «Об
образовании»);
– нарушение должностных инструкций педагогического
персонала путем привлечения к сбору благотворительных пожертвований классных
руководителей (регламент приема пожертвований, изложенных в ФЗ от 11.08.95№
135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,
«Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» (письмо ЦБ РФ от
04.10.93 №18), «Положение о правилах организации наличного денежного обращения
на территории РФ» (письмо ЦБ РФ от 05.01.98 № 14-П);
– расходование привлеченных средств без согласованной с
органами общественного самоуправления сметы доходов и расходов;
– сбор денежных средств наличным путем, без оформления
надлежащих кассовых документов (инструктивное письмо от 15 декабря 1998 №57 «О
внебюджетных средствах образовательных учреждений» Министерства общего и профессионального
образования РФ);
– административное вмешательство со стороны
руководителей муниципальных образовательных учреждений в деятельность
общественных и благотворительных некоммерческих организаций (фондов),
призванных объединять усилия граждан и юридических лиц в деле поддержки
образовательных инициатив.
В связи с вышеизложенным служба по контролю и надзору
в сфере образования Иркутской области напоминает, что привлечение и
расходование добровольных пожертвований на нужды образовательного учреждения
должно производиться только в соответствии с требованиями законодательства.
Порядок привлечения добровольных пожертвований регулируется Федеральным законом
от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002
№112- ФЗ, от 04.07.2003 №94-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 30.12.2006 №276-ФЗ,
от 30.12.2008 №309-ФЗ).
Добровольные пожертвования могут предоставляться
юридическими и физическими лицами в наличной и безналичной форме, а также в
виде товаров, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является
принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет
считаться незаконной.
Служба в сфере образования Иркутской области
подчеркивает, что оказание такой помощи – это право, а не обязанность родителей
(законных представителей). Решение об оказании благотворительной помощи
принимается родителем добровольно, а сумма благотворительных взносов
является произвольной, с учетом финансовой возможности семьи. Решения
родительского комитета, совета образовательного учреждения, попечительского совета
или управляющего совета о внесении родителями средств, в качестве
благотворительной помощи, носят рекомендательный характер и не являются
обязательными для исполнения.
Прием средств может производиться на основании
письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательного
учреждения, либо договоров дарения (ст.572 ГК РФ) и пожертвования (ст.582 ГК
РФ), заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены:
–
сумма взноса;
–
конкретная цель
использования средств (к примеру, в качестве такой цели может выступать оплата
охранных услуг, оказываемых
образовательному учреждению специализированными организациями), если
благотворителем не определены конкретные цели использования средств, пути
направления благотворительного взноса определяются руководителем учебного
заведения совместно с органом общественного самоуправления в соответствии с потребностями,
связанными исключительно с уставной деятельностью учреждения;
–
реквизиты
благотворителя;
–
дата внесения
средств.
Руководителям образовательных учреждений необходимо обеспечить
процедуру оформления приходного кассового ордера и выдачу его благотворителю
через Центральный Банк (при отсутствии у образовательного учреждения
собственной бухгалтерии) в установленном порядке. При этом должно быть
обеспечено:
–
поступление
денежных средств благотворителей на расчетные внебюджетные счета
образовательных учреждений;
–
оформление в виде
акта с подписями руководителя, материально ответственного лица образовательного
учреждения и благотворителя отчета о расходовании благотворительных средств не
позднее чем через 1 месяц после использования средств;
–
оформление
постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и
(или) приобретенного за счет внесенных им средств;
–
представление
ежегодно публичных отчетов о привлечении и расходовании дополнительных
финансовых средств в образовательных учреждениях;
–
запрещение
работникам образовательных учреждений сбор наличных денежных средств.
Не допускается принуждение родителей (законных
представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств со стороны
работников образовательных учреждений, неправомерных действий органов
самоуправления образовательных учреждений, в том числе родительских комитетов,
попечительских советов и др. в части принудительного привлечения родительских
взносов и благотворительных средств.
Деятельность различных благотворительных и
общественных некоммерческих организаций (фондов), которые создаются на базе
образовательных учреждений с целью объединения усилий граждан и юридических лиц
для поддержки образовательных инициатив, является полностью самостоятельной и
строится на договорной основе с руководством образовательных учреждений в
рамках социального партнерства.
Административное вмешательство со стороны
руководителей образовательных учреждений в дела общественных и
благотворительных некоммерческих организаций (фондов), созданных на базе
образовательных учреждений с целью укрепления и развития образовательных
инициатив, является противозаконным.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 5.57
и ст. 19.30 КоАП РФ за нарушение права получения общедоступного и бесплатного
образования предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц
в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч
рублей.
Руководителям органов
управления образованием, общеобразовательных учреждений необходимо принять меры
по предупреждению нарушений Закона
Российской Федерации «Об образовании», не допускать неправомерных сборов
денежных средств с обучающихся и их родителей.
Настоящее письмо необходимо довести до сведения
родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников, путем
размещения его на информационных стендах образовательных учреждений, сайтах
муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, до
сведения руководителей муниципальных образовательных учреждений под личную
подпись.
Об исполнении данного письма сообщить в службу по
контролю и надзору в сфере образования Иркутской области до 04.07.2011.
Руководитель
А.К.Костин
|