Понедельник, 23.12.2024, 15:22
Дом детского творчества г. Усолье-Сибирское
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 442
ДДТ-это наше всё!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

09:52
Гореть, не сгорая!

Галина Иванова – один из самых популярных в Усолье-Сибирском педагогов дополнительного образования, к ней на обучение вокалу в Дом детского творчества неравнодушные родители стараются вести своих детей, потому что знают – искру таланта она увидит в каждом, этот тот ценный случай, когда слава учителя передается из уст в уста, ей не нужна никакая реклама. Как показывает многолетняя практика работы с детьми в «Роднике», кто стеснялся – раскроется, кто поцелован Богом, одарен – засияет звездой, но таких, кто после встречи с этим сильным педагогом останется прежним, просто нет! Галина Иванова – отличник народного образования РФ, бессменный руководитель образцовой музыкальной студии «Родник», которой в 2022 году исполнилось 40 лет. А сама Галина Владимировна в этом году отмечает 50 лет своей профессиональной деятельности.

Родилась Галина Иванова в Забайкалье – в Читинской области, в городе Хилок. 47 лет назад, еще юным, начинающим педагогом, 23-летней девчонкой приехала в Усолье-Сибирское. О том, как проходило становление в профессии, она рассказала в сегодняшнем интервью.

–  Галина Владимировна, вы полвека с музыкой. И это только о профессии. Когда у вас проснулась любовь к музыке? Почему вам это стало нужно?

– Всё идёт из семьи. У меня очень простые родители, которые сами родились в больших семьях, например, только у отца было шесть сестёр и четыре брата. Раньше было принято собираться всем вместе по праздникам, присоединялись и другие родственники. И дети обязательно всегда были в кругу семейных торжеств – все пели! Я тогда не придавала этому особого значения. Просто было весело и интересно, при этом ярко и очень эмоционально. Это и были первые, ещё какие-то неосознанные детские шаги к музыке.

– Вы были активным ребёнком?

– Да, мне было интересно всё пробовать, везде успевать. Помню, как участвовала в школьных хорах, театральном коллективе. А ещё я занималась в спортивных секциях. Любила посещать вечера, раньше так назывались дискотеки. И музыка сопровождала меня повсюду, а главное – вокруг были люди, которые с особым уважением относились к музыке и к тем, кто ею занимался. Решение поступить в музыкальную школу я приняла самостоятельно. Первое завораживающее впечатление от поступления помню, как вчера. Я увидела в классе аккордеон и пианино, и чёрно-белые клавиши привлекли внимание, заворожили и решили всё. 

– Как отнеслись родители к вашему решению?

– Поддержали – они всегда меня поддерживали. Когда я училась во втором классе, в семье родился младший брат, он, естественно, был на мне, домашние дела – тоже. Но я не помню, чтобы когда-нибудь мама мне сказала, что я не пойду в музыкальную школу, потому что, например, некому сидеть с братом или ещё что-то. Такого не было никогда. Для родителей было важно, чтобы я училась в музыкальной школе. А я с удовольствием занималась музыкой, потому что очень этого хотела. Музыкальная школа находилась очень далеко, до неё я добиралась пешком четыре километра, автобус ходил редко – один раз в сорок минут. 

– Вы уже тогда твёрдо решили, что жизнь посвятите музыке?

– Да! Я окончила дирижёрско-хоровое отделение Читинского музыкального училища. Получила профессию дирижёра хора, учителя пения в школе, преподавателя сольфеджио в музыкальной школе. Параллельно проходила методику и практику преподавания фортепиано. Учиться было не легко, но интересно. Преподаватели были очень требовательные. Мы пели сложнейшие хоровые партитуры из опер. У нас много было взрослых ребят после армии, хор звучал очень интересно. И не важно, на каком ты факультете учишься, на духовом или народном, все студенты пели в хоре.

– Вы на тот момент уже предполагали, что будете кого-то учить музыке?

– Я знала, что буду заниматься музыкой, я знала, что не смогу это бросить, но, что буду музыке учить детей, не задумывалась  об этом  до тех пор, пока не поступила в училище. Первая практика проходила в воинской части, помню, передо мной сидят много солдат, а я совсем юная, конечно, переживала, чему я их могу научить.

– Всё получилось?

– Да, меня настроил на работу мой педагог, и как только я оказалась один на один со своими учениками, страх испарился. А ребята отнеслись ко мне с добром и пониманием. Всё получилось ещё и потому, что мне было всё интересно, я уже об этом говорила. А потом последовала практика в музыкальной школе.  Я очень строго следовала всем рекомендациям своих педагогов, а экспериментировать, искать свой путь в педагогике стала уже позднее, при самостоятельной работе.

- Ученики бывают разные: с какими-то легко, а к кому-то нужен особенный подход. С одними занимаешься и словно отдыхаешь, а с некоторыми всегда в напряжении. Как было у вас, Галина Владимировна, в начале вашего профессионального пути? Было сложно?

– Несомненно, к каждому ученику нужен индивидуальный подход. Не скажу, что было так уж сложно. Работа с учениками всегда интересна. Но для себя я тогда уже уяснила, что мои ученики не обязательно такие же, как я.  Их нужно понимать, важно принимать их точку зрения. Это я начала осознавать, когда после учёбы пришла работать в музыкальную школу.

– Музыкальная школа была там – в Читинской области. А как вы оказались в Усолье-Сибирском?

— Это мой авантюрный характер. Я просто хотела уехать из дома, как это часто бывает с молодёжью, стремилась к самостоятельности, к чему-то новому.  Посмотрела по карте, увидела три города – Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское. И решила начать с крайней точки. Приехала в Усолье-Сибирское, собиралась устроиться на работу в музыкальную школу. Узнала, где она находится, сходила, но на тот момент там никого не было, я приехала в августе. И решила пойти в кино, раньше в здании ДДТ был дом культуры «Химик» с кинотеатром.  Да, сейчас понимаю, что это было неразумно, но пошла в кино прямо с чемоданом, хотя ещё и адрес не нашла, куда я потом пойду вечером. Конечно, так вести себя можно только в двадцать три года...

– Вы и в работе свой авантюрный характер проявляете?

–  Да, бывает.  Могу взяться за   какую-нибудь сложную вещь, понимая, что сделать это не совсем реально. Но дорогу осилит идущий

– Вы посмотрели фильм?

– Посмотрела, и даже нашла работу! Так, захожу в дом культуры, чтобы посмотреть кино и на вахте встречаю Галину Ивановну Просвирнину, директора «Химика». Разговорились, она мне предложила место хормейстера. В этот же день у меня было место в общежитии, а на следующий день я вышла на работу. Девять лет проработала руководителем детского хора в «Химике» рядом с ведущими музыкантами, хореографами, театралами. Была на стажировках в знаменитых коллективах страны в Москве: в хоре имени Локтева, на занятиях у Георгия Струве в хоре «Пионерия». А через некоторое время я перешла в Дом детского творчества, в то время это был Дом пионеров.

Если вернуться к моему неумению «брать ношу по силам», то вот яркий пример. Конечно, проще идти по проторенной дорожке. Через два года с начала моей работы в Доме пионеров у меня был уже очень хороший хор, с победой в областном конкурсе. Но на ТВ появилась детская «Утренняя звезда», а значит, и мы с ребятами начинаем петь эстрадный репертуар, затем встретились с казачьим ансамблем «Ермаковы лебеди» на фестивале, и запели народные песни. Были сомнения, переживания, ведь это же нарушение методических устоев, а я по образованию педагог только академического пения. А уж хореографические элементы в пении в то время вообще были экзотикой. Но учёба на курсах, поддержка талантливых коллег, а главное – интерес и желание учеников, и всё получилось. Сейчас у нас многожанровый коллектив, хором мы поём массовые песни, но дети имеют возможность выходить на сцену с эстрадной программой, любят и поют народные песни.       

        – Галина Владимировна, что в детском творчестве важнее – процесс или результат? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос?

– И то, и другое важно. Раньше, ещё на заре своей профессии, у меня была главная цель – научить. Мои выпускницы сегодня, которые работают со мной, говорят, что я их так не жалела, как сегодняшних своих воспитанников. Ведь мы, студенты, два часа стоя занимались, дыхание же должно быть, и даже не приходило в голову, что как-то можно иначе. Так же и с учениками я занималась. Конечно, разбивала ребят на группы, чередовала – пели и сидя, и стоя. Но моё дело было их научить.

– Вы очень строгий педагог?

– Я скорее требовательная. Но главное – стремилась никогда не обижать детей.   Бываю категоричной в отстаивании своих позиций, но это больше в общении со взрослыми. Считаю, что обучение музыке и грубое отношение к детям – вещи несовместимые. Да, работали много, поэтапно, в системе, как это и должно быть.  С течением времени отношение стало меняться, стала учеников понимать, после – жалеть, а далее включился синдром бабушки, потому что это естественное состояние. Но это не пошло детям на пользу, пришлось снова перестраиваться. Такие метаморфозы на протяжении всей моей пятидесятилетней жизни в профессии происходят постоянно. Конечно, моя главная цель остаётся прежней – научить, но важно ещё и понимать своих учеников. Поэтому я стараюсь менять своё отношение к ситуациям, стараюсь говорить с ними откровенно, потому что дети всегда всё чувствуют.

– Получается, что вы не только учите, но и включаетесь в другой процесс – воспитательный?

— Это неизбежно, и, наверное, такой вопрос для педагога по пению немного странный, потому что каждое слово в песне воспитывает. А главная задача «Родника» за все эти годы – воспитывать человека посредством музыки. Нам же важно, чтобы дети в своей взрослой жизни стали успешными, а у нас в студии коллективное творчество. Это для ребят очень сложная задача – надо друг друга слышать, видеть, чувствовать, принимать. В этом и залог их успешности в семье и на работе в будущем.  

– Вы следите за тем, как меняется жизнь ваших выпускников? Со многими на связи?

– Конечно. Чем взрослее выпускники, тем дороже им их детская музыкальная жизнь. Пишут, приезжают, приходят, и эти встречи так радуют! Сегодня они живут в разных городах и странах. Мы знаем, что они реализовались в жизни, притом им очень помогло всё то, чему мы их учили все долгие годы. Более 40 из них стали педагогами музыки, а многие и в родном городе известны своим творчеством, хотя мы не готовим эстрадных звёзд. Да, за 40 лет не было ни одного конкурса или фестиваля любого уровня без побед, это результат огромного труда, но важнее другое: они от нас уйдут, а что они заберут с собой, какие умения, убеждения, принципы, которые они смогут использовать в жизни? Какими они людьми будут? А это зависит и от того, с какой музыкой они росли, какие в песнях звучали слова. Я очень тщательно подбираю материал. 

– Галина Владимировна, за 50 лет вы воспитали сотни своих учеников, за это время вы приобрели большой опыт общения с родителями. Среди ваших воспитанников не только дети, а уже и внуки предыдущих составов музыкальной студии. Какие родители сегодня?

– Мне очень нравится, что сегодня родители хотят развивать своих детей. Но иногда доходит и до фанатизма, когда взрослые своих чад записывают в десять кружков. В результате страдают дети, которые уже ничем не хотят заниматься.  Мы разговариваем об этом с родителями.

– Удаётся ли сотрудничать с родителями в кропотливом процессе воспитания учеников?

– Родители всегда для меня были и остаются точкой опоры. Хотя они ведь для меня тоже дети, которые приводят уже своих детей. Стараюсь всегда понять их, пытаюсь пойти им навстречу.

– Какие качества должен в себе развивать человек, чтобы стать педагогом-наставником по призванию?

– Я считаю, что у человека либо от природы должно уже быть такое качество, либо нужно его в себе воспитать, укрепить – дети не должны вызывать у тебя раздражение. Некоторые, например, ругаются, что опять дети шумят, кричат! Конечно, нужно призвать ребят к порядку, но я больше боюсь, когда ребёнок долго сидит тихо.  Значит болеет, или ему неинтересно. И нужно, чтобы сохранялся профессиональный интерес у педагога к тому, чем он занимается практически всю жизнь. Я думаю, что это качество развито и преобладает у основного количества педагогов, иначе бы не выдержали. Это очень сложная работа.

– Какой девиз у педагога Галины Ивановой сегодня?

– Гореть не сгорая! Мне очень нравится это выражение. Не перегореть очень сложно, необходимо постоянно себя контролировать. А важнее для меня следующая мысль: ценность того, что делает педагог, той системы, которую он создал, в которой работает – в дальнейшей судьбе его детей. Когда ученики уже выросли и ушли во взрослую жизнь, какая их судьба? Что ты сделал для того, чтобы уже во взрослом возрасте им было интереснее жить? Дети должны опираться на опыт, который приобрели во время обучения!

Наталья Петрова

Просмотров: 139 | Добавил: Федор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Время сайта
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта