МУЗЕЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ ИМ. В.Ф. ШАМАНСКОГО - ЛАУРЕАТ VII ОБЛАСТНОГО ФОРУМА "ОБРАЗОВАНИЕ ПРИАНГАРЬЯ-2011", ЛАУРЕАТ XI ОБЛАСТНОГО ФОРУМА "ОБРАЗОВАНИЕ ПРИБАЙКАЛЬЯ - 2015", II место в Региональном этапе Конкурса "Лучший школьный музей/комната/уголок памяти Великой Отечественной войны" в номинации "Лучший городской музей" - 2020г., Лауреат XVIII Всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися и воспитанниками за создание учебного пособия "Очерки истории города Усолье-Сибирское" - 2021 год.
Благодаря инициативной группе и активной поддержке многочисленных родителей творческих коллективов Дома детского творчества, педагогов и сотрудников ДДТ, ветеранов образования, социальных партнеров, мы смогли собрать необходимую сумму софинансирования в размере 10% на участие в Региональной программе "Есть решение" на инициативный проект "Музей народного образования г. Усолье-Сибирское: создаём историю вместе!". Как результат - мы ПОБЕДИТЕЛИ конкурса и получили грант в размере 2 млн. рублей. В музее появится новое интерактивное, мультимедийное оборудование, будут обновлены витрины, приобретена новая мебель и многое другое.
Заведующий - Шаманский Сергей Васильевич, Почетный работник общего образования России
В здании Дома пионеров и школьников г. Усолье-Сибирского в 1982 году открылся музей народного образования. Идея создания музея зародилась у ветеранов педагогического труда. Основатель музея Заслуженный учитель школы РСФСР Шаманский Василий Федорович поставил задачу проследить историю развития народного образования родного города от самой первой школы, созданной в первой половине XIX века, от самого первого учителя и самых первых учеников до наших дней. В сентябре 1986г. за заслуги по патриотическому воспитанию решением Министерства просвещения РСФСР музею было присвоено почетное звание «Школьный музей».
Основной фонд музея - это результат многолетнего краеведческого поиска руководителя музея и краеведческих объединений школ и первичных организаций ВООПИК. В течение нескольких лет в музее сформировались экспозиции:
1. Развитие народного образования в Усолье в XIX веке.
2. Борьба с неграмотностью и развитие просвещения в Усолье в первой половине XX века.
3. Школы города в годы Великой Отечественной войны.
4. Развитие народного образования во второй половине XX века.
5. Они учились в нашем городе.
6. Из истории музея народного образования.
7. Летописец земли усольской.
8. История усольской пионерии.
9. Учреждения дополнительного образования детей.
Структура музейных выставок отличается логической простотой. Материалы тематически сгруппированы и расположены в хронологическом порядке. Научно-методическое руководство музеем осуществлял Иркутский государственный областной объединенный краеведческий музей. Историк Шаманский Сергей Васильевич (в настоящее время заведующий музеем), работая в Центральном государственном историческом архиве СССР в г. Ленинграде (сейчас РГИА в Санкт-Петербурге), нашел ряд документов о народном образовании. До тех пор считалось, что датой основания первого учебного заведения в Усолье является 1852г. Тогда при сользаводе была открыта школа, которую по современному определению нельзя назвать даже начальной. Однако согласно новым данным, истоки народного просвещения в Усолье уходят на четверть века вглубь. В 1827 году по инициативе управляющего П.Крюкова «для лучшего образования рабочих детей в богопознании, благонравии, почтении родителей и начальников, в уважении казенного интереса и его сохранения, а с тем вместе и научения чтению, письму и пению» было открыто на солеваренном заводе училище, в котором обучалось 25 мальчиков. По мнению управляющего, известного своим общением с декабристами Е. Оболенским и А. Якубовичем, отбывавшими каторжные работы в Усолье, школа дает надежду «достигнуть постоянного повиновения начальству и усердия в службе», а также поселить благонравие в детях заводских рабочих.
Лишь в 1872 году в Усолье появилось приходское училище Министерства народного просвещения. Содержалось училище на средства, собранные с рабочих и крестьян. Местное население обязывалось содержать школу, обеспечивать ее оборудованием и выплачивать учителю жалованье.
В 1881 году в этом училище обучалось 40 мальчиков и 20 девочек. Училище располагалось в полуразрушенном здании. Зимой температура в нем была всего 6-7 град. тепла. Учащиеся занимались в зипунах. Было даже указание: «Кто не имеет валенок, того в школу не принимать». Не случайно, поэтому результаты обучения в таких условиях были плачевными. За 1881-1882 учебный год не было подготовлено к экзаменам ни одного ученика.
В дореволюционной Сибири трудовому народу был закрыт путь к образованию и просвещению. Большинство жителей старого Усолье были неграмотными.
Готовя материалы для экспозиции, мы выяснили, что в 1900 году на сользаводе работало 211 человек, у них было 378 детей, а обучалось только 33 ребенка. Экспозиция отдела подводит посетителя музея к пониманию необходимости радикальных преобразований в целях ликвидации неграмотности, коренного улучшения школьного дела, развития просвещения среди широких масс. Собирая материал по экспозиции «История народного образования в Усолье в XIX веке», мы нашли немало любопытных документов. Среди них «Формулярный список от 1880г. О службе учителя Усольского приходского училища Михаила Ивановича Старцева», старинная печать этого заведения, чернильный прибор - все это передала нам в дар Т.С. Чебаевская - родственница М. Старцева. По крупицам мы собрали материал о первых усольских просветителях: Тарелкнной А.П., Гавриловой К.Н., Шустовой А. II., учительской династии Чебаевских, принимавших активное участие в революционном движении в Сибири.
Особое место в экспозициях занимает информационный материал, посвященный педагогическим династиям: Шаманских, Молодцовых, Таскаевых, Аникеевых, Ефремкиных.
Интересные моменты жизни музея - встреча польских гимназистов прошла в сентябре 2015 года
Интересные и полезные ссылки: сайт "Историческое Усолье"